РАЗДЕЛЫ САЙТА:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Для детей мы, родители, хотим самого лучшего, в частности - лучшего образования. Педагогический опыт у любого родителя в крови, поэтому кого чему и как учить, мы знаем лучше любого педагога. Иностранному языку, разумеется, тоже - мало ли, что сами ни одним не владеем. Бывает, правда, возникают споры с другими столь же сведущими родителями, и тогда появляются сомнения, а вместе с ними и вопросы.

Ведь одни родители утверждают, что иностранный язык надо начинать учить лет в 12, другие - что в 8 уже поздно. Одни уверены, что уж спецшкола-то даст ребенку все, что нужно, другие - что единственно правильное обучение - это обучение за границей. И все-таки кроме мнения соседей есть статистика, на основе которой можно сделать вполне объективные профессиональные выводы и ответить на родительские вопросы.


Вопрос первый

В каком возрасте начинать обучение иностранному языку?

Ответ: в любом. Проблема только в правильном выборе методики обучения.

Лет до 6-7 - только игровые методы. Если средства позволяют, можно, как в старину, нанять плохо говорящую по-русски бонну.

С 7 до 11-12 лет для большинства игра продолжается, а меньшинству (целеустремленным, усидчивым, развитым) лучше заниматься, сочетая игру с традиционной методикой, включающей и зубрежку, и выполнение домашних заданий. В спецшколах, к сожалению, игры ни в каком возрасте не практикуются, часто просто из-за тесноты - не поиграешь!

От 12 до 15 лет - самый сложный для учебы возраст. Если в это время подросток только начинает учить язык, его обязательно надо чем-то сильно увлечь: обсуждаемыми темами, личностью преподавателя. Что непросто, особенно при отсутствии у дитяти интереса ко всему хоть как-то связанному с учебой. Естественно, метод обучения - это опять-таки игра плюс традиция, и на это, кстати, ориентированы подростковые западные курсы: они красочны, темы подобраны современные и по возрасту. К 14-15 годам хорошо бы уже приобрести знания примерно на среднем уровне: говорить не задумываясь, пусть и с некоторыми ошибками, главное - не складывая по несколько минут фразу в голове; понимать собеседника, говорящего в нормальном темпе (пусть не дословно, но чтобы общий смысл был понятен всегда), читать разную литературу, опять-таки без труда улавливая смысл прочитанного.

От 15 до 17. К этому возрасту пора определить свои цели, понять, куда идти учиться после школы. Узнать, будет или нет в вузе вступительный экзамен или собеседование по языку, в какой примерно форме экзамен проходит. Если экзамен не грозит, то язык надо просто поддерживать слушанием радио, просмотром фильмов, чтением любой литературы, 1-2-месячным разговорным курсом и любыми формами общения. Если предстоит собеседование, выбор дальнейшего обучения зависит от вуза: для некоторых достигнутого среднего уровня вполне достаточно, и надо лишь освоить лексику по тематике вуза.

Для экзамена в языковой вуз среднего уровня - мало. Нужен продвинутый уровень плюс практика перевода с русского на иностранный. При подготовке игровая методика противопоказана: требуется обширная грамматическая база (все более весомым элементом экзамена становится письменное тестирование). Единственная гарантия поступления - частный преподаватель из приемной комиссии. В этом реалии нашей теперешней жизни от реалий советской не отличаются.


Вопрос второй

Где учиться?

Тут возможностей прибавилось. Осталась традиционная спецшкола, но в хорошую попасть достаточно трудно. Положение с преподавателями здесь лучше, чем в обычной школе, где может вообще не быть долгое время учителя иностранного языка. В спецшколах традиционная (не игровая) методика используется с первого класса, и дети до 4-5 класса обычно не говорят, поэтому с пятого, когда хорошие преподаватели берут уже западные учебники, учение начинается с начального уровня (со следующего после нулевого). Получается, что все предыдущее обучение заняло гораздо больше времени, чем того требуют западные курсы (это примерно год). Винить спецшколы не стоит: для западных курсов необходимы большие кабинеты и маленькие группы, всегда - лингафон, часто - видео, что есть далеко не везде.

Частные гимназии и лицеи лишены многих из упомянутых недостатков: есть хорошие оборудованные кабинеты, мало народу в классах, более-менее постоянные преподаватели. В целом хорошие гимназии и лицеи сейчас примерно соответствуют уровню старых элитных спецшкол, после которых многие знали язык на весьма продвинутом уровне.

Обычной средней школой родители, как правило, не удовлетворяются и ребенка ведут на курсы. Вариант "обычная школа плюс курсы" примерно равняется спецшколе - при условии выбора хороших курсов.

Как выбирать хорошие курсы? Если коротко, то смотрите, есть ли собеседование при зачислении и разные по уровню группы; есть ли методист, осуществляющий контроль знаний учеников, а также разработку программ и подбор учебников; долговременна ли сама программа, чтобы через год не искать курсы следующего уровня; не очень ли большие группы; есть ли у преподавателей опыт работы именно с детьми; какие учебные материалы применяются; наконец, вернут ли вам деньги, если вас что-то не устроит.

И еще вот что важно понимать: средний уровень знаний старшеклассника обычной школы с точки зрения авторов западных учебников - это ноль или почти ноль. Исключения редки, и то в случае, если язык знают родители или если ученик уж очень способный. Поэтому поздновато в 10-11 классе бросаться готовиться к серьезному экзамену. Практика показывает, что для достижения упомянутого среднего уровня языка достаточно позаниматься с приличным преподавателем 4 года при интенсивности 2 раза в неделю по 2-3 часа в группе до 10 человек. За эти годы хорошо бы 1-2 раза съездить на пару недель за границу для языковой практики. На такой период и рассчитаны западные детские и подростковые курсы.

Частные преподаватели - это хорошо, но дорого (в 3-5 раз дороже занятий на курсах). Выбрать частника ничуть не проще, чем курсы. Частник - это прежде всего удобство для родителей, а вовсе не более высокое качество обучения, чем на курсах или в спецшколе. Даже наоборот: разговор при занятиях один на один ставится гораздо медленнее, чем при групповых занятиях. Но без частника - того самого, из приемной комиссии - сложно подготовиться и поступить в вуз: только он хорошо знает специфику вуза и экзамена.

Заграница. Краткосрочные 1-2-недельные программы имеют смысл, когда ребенок худо-бедно на среднем или чуть ниже среднего уровня язык знает. Поездка полезна для практики, причем только туда, где мало "своих" и не будет возможности общаться по-русски. На пару недель можно выбирать программу подешевле - все равно за короткий срок многому не научишься, а местные граждане за разговоры денег не берут.

Другое дело - долгосрочные программы. Понятно, что в дорогих частных школах учат хорошо, в дешевых и государственных - не лучше, чем у нас. Но в любом случае дети возвращаются здорово знающими разговорный язык (и немного другими, чем до отъезда). На некоторые программы подростков отбирают по конкурсу: с хорошим знанием языка, общительных, с задатками лидера - это или бесплатные, или сравнительно недорогие, дотируемые программы. На другие берут всех. Но, естественно, для более быстрой адаптации лучше язык подучить заранее.


Некоторые выводы.

Родители обязаны понимать, что их цель и цель их ребенка могут не совпадать. Если ребенок учиться в принципе не хочет, в языковой вуз его никакими силами не дотянешь, да и для достижения среднего уровня языка четырех лет учебы ему может не хватить. Такому требуется постоянная "палка", которая в игровых методиках, как правило, не применяется. То есть проще и эффективнее учить такого ребенка по традиции. Получается заколдованный круг - по традиции учиться скучно. Остается уповать на хорошего преподавателя, который, может быть, как-нибудь увлечет приведенного за руку ребенка. Впрочем, часто нежелание учиться возникает из-за противостояния ребенка и школы, в чем ребенок не виноват. Плохим может оказаться учебник, унылым педагог, необорудованным класс. В результате - тройка в дневнике...

При всем стремлении дать детям лучшее образование не надо требовать, чтобы ребенок "знал язык в совершенстве, говорил, как по-русски". Ведь и мы, говоря по-русски, делаем ошибки, бывает, встречаем в книгах незнакомые слова. В конце концов, знать язык - это значит делать те же ошибки, что и носители языка. Требуйте от детей возможного!

(По материалам журнала "Иностранец")

Разработка сайта, продвижение сайта в сети
АЛЕКСЕЙ ШАШКО

Используются технологии uCoz